Дружба без преград
Россия развивает дружеские отношения с Китаем вот уже почти десять лет — с тех пор, как глава КНР Си Цзиньпин в 2013 году занял пост председателя Коммунистической партии Китая (КПК). Еще в 2019 году он заявил, что «за прошедшие 70 лет китайско-российские отношения достигли беспрецедентно высокого уровня», а отношения с президентом России Владимиром Путиным охарактеризовал как глубоко личную дружбу.
В военной сфере Китай и Россия проводят совместные военные учения с 2005 года, и в последние годы они становятся все более сложными и частыми. В 2019 году две страны провели первые совместные военно-морские учения в Балтийском море, а в 2020 году - совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти военные связи также распространяются на продажу оружия: Китай закупает российское оружие, включая систему ПВО С-400 и истребители Су-35.
Визит Путина на зимние Олимпийские игры в Пекине - это лишь последний пример растущего партнерства между Россией и Китаем. В ходе своего визита Путин и Си Цзиньпин обсудили широкий круг вопросов, включая экономическое сотрудничество, региональную безопасность и международную политику.
"Дружба между двумя государствами не имеет границ, в сотрудничестве нет запретных зон, укрепление двустороннего стратегического взаимодействия не направлено против третьих стран, не подвержено влиянию изменчивой международной среды и ситуативных перемен в третьих странах." - отрывок из совместного заявления России и Китая
Воздержалась от осуждения операции России на Украине при голосовании в Совете безопасности ООН и Индия. Правительство этой страны продолжает соблюдать нейтралитет — как и политическое руководство Китая, оно призывает к прекращению боевых действий и возвращению к дипломатическому диалогу, избегая критики действий России.
Особое внимание к кризису на Украине привлекла гибель 22-летнего индийского студента в Харькове. Случившееся вызвало негодование в индийском обществе, которое обернулось требованием к властям принять немедленные меры по организации эвакуации более 20 тысяч индийцев, находящихся на Украине.
Позднее премьер-министр Индии Нарендра Моди провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным и обсудил вопросы вывоза индийский граждан с Украины. Путин заверил, что все указания переданы военным, и они делают все возможное, чтобы обеспечить безопасный вывоз иностранцев из зоны боевых действий и их возвращение на родину.
Оперативная реакция российских властей и обещание расследовать гибель студента позволила сгладить возможные последствия и сохранить дружеские отношения с индийской стороной. Не последнюю роль, правда, в этом сыграл и прагматичный настрой официального Дели: санкции западных государств и их попытки экономической изоляции России открывают новые заманчивые краткосрочные и долгосрочные перспективы не только для Китая, но и для Индии.

После объявления Путиным начала спецоперации на Украине 24 февраля власти Китая не осудили действия Кремля и не называли операцию «вторжением». Однако Си Цзиньпин призвал Россию и Украину сесть за стол переговоров для деэскалации ситуации и заявил, что Китай выступает за уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств.

Тем не менее после введения западными странами санкций в отношении России официальный представитель Министерства иностранных дел (МИД) КНР Чжао Лицзянь заявил о вреде экономических ограничений в вопросе урегулирования кризиса. Он указал, что введенные санкции создают новые проблемы, ведущие к взаимному проигрышу и множественным экономическим потерям.
Азиатские гиганты
На сегодняшний день Китай является ключевым экономическим партнером России. Рост торговли за десять лет составил около 165 процентов. Товарооборот в 2021 году увеличился на 35,9 процента и по сравнению с 2020 годом составил 146 миллиардов долларов. В планах России и Китая — увеличить его до 200 миллиардов к 2024 году.
Однако в экономических взаимоотношениях двух стран наблюдается значительный дисбаланс. В то время как на Китай приходилось примерно 18 процентов общего товарооборота с Россией, российская доля в китайском товарообороте составила чуть более двух процентов.
В условиях санкций и запрета со стороны западных стран поставок в Россию ряда высокотехнологичных товаров (микроэлектроника, морское и навигационное оборудование), продукции военного и двойного назначения, самолетов и запасных частей, товаров для использования в авиации и космической индустрии, оборудования и технологий для нефтепереработки, а также сокращения спроса на российские энергоносители этот дисбаланс будет увеличиться.
По словам директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (ЦКЕМИ НИУ ВШЭ) Василия Кашина, ограничения, наложенные на Россию, сделают Китай главным торговым партнером нашей страны на десятилетия вперед, что неизбежно скажется на координации в военной и политических сферах. «Тут уже все будет довольно однозначно. Ситуация, при которой мы будем зависеть от одного Китая, потребует от нас некоторой корректировки политики», — считает эксперт.
" Нельзя говорить, что мы будем «младшим партнером», но учитывать интересы Китая нам придется в гораздо большей степени, чем раньше, и это будет выражаться в том числе и в каких-то совместных действиях в военной сфере — скорее всего, в регионе Северо-Восточной Азии" - Василий Кашиндиректор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.В таких условиях особо значимым для России становится партнерство с Индией, руководствующейся собственными устремлениями, которые в глобальном и региональном масштабе чаще не идут вразрез с интересами России. И для Москвы, и для Нью-Дели двусторонние российско-индийские отношения имеют самостоятельную ценность.
На сегодняшний день Индия является ведущим импортером удобрений, нефти и растительного масла, а российская сторона — одним из основных поставщиков этих товаров. Помимо углеводородов и удобрений, индийская сторона закупает у России продукцию военно-промышленного комплекса и ядерной энергетики. В свою очередь, Индия экспортирует в Россию фармацевтические, сельскохозяйственные и другие товары.
Однако товарооборот между государствами значительно уступает российско-китайскому сотрудничеству. В минувшем году он составил около 12 миллиардов долларов, что стало рекордным показателем за всю историю торговых отношений Индии и России. Тем не менее Путин и Моди в ходе встречи в Нью-Дели в рамках российско-индийского саммита «Россия — Индия: партнерство во имя мира, прогресса и процветания» оценили объем двусторонней торговли как «не соответствующий потенциалу стратегического партнерства» и заявили о необходимости активизации усилий по наращиванию взаимной торговли для достижения целевого показателя в размере 30 миллиардов к 2025 году.
Не отменили это стремление и новые санкции, которые значительно усложнили для Индии систему расчетов с Россией. Отключение России от SWIFT парализовало около 500 миллионов долларов за уже отправленные в Россию товары.
Как сообщила газета The Hindu, правительство Индии уже распорядилось создать группу для изучения влияния западных санкций против России на индийскую экономику. В нее вошли представители министерств продовольствия и по делам потребителей, удобрений, торговли, иностранных дел, нефти и природного газа.
По словам старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Куприянова, ранее Россия в отношениях Индии и Китая исполняла роль медиатора, при этом медиатора такой силы, которая помогала найти государствам взаимопонимание в том случае, если отношения заходили в тупик. Теперь объективные обстоятельства делают вероятным сценарий более тесного сближения России с Поднебесной.
"Индийцы крайне обеспокоены тем, что по результатам западных санкций Россия может еще больше сблизиться с Китаем, и пытаются этого не допустить. Именно поэтому они не планируют сворачивать дальнейшее сотрудничество с Россией — потому что это лишь толкнет Россию в китайские объятия" - Алексей Куприяновстарший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Игнорирование угроз
Несмотря на привлекательность пустот, образовавшихся в российском экономическом пространстве, и Пекин, и Нью-Дели имеют тесные торговые отношения с Вашингтоном. Так, США — третий по величине торговый партнер Китая после АСЕАН и ЕС (если оценивать не по отдельным странам, а по макрорегионам).
Более обширные экономические связи позволяют США требовать от Индии и Китая соблюдения санкционного режима против России, так как оба государства зависят от иностранных технологий, от западной интеллектуальной собственности, от поставок комплектующих и разработок европейских и американских компаний.
В Белом доме уже рассматривают возможность введения санкций против Индии из-за импорта российского оружия и позиции в отношении спецоперации России на Украине.
По словам директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василия Кашина, злоупотребление американской стороной своей ролью в мировых финансах может вызвать негативную реакцию у индийских властей, которые «очень жестко оберегают самостоятельность своей внешней политики».